|
АРТЁМ ЦЫПИН
Недавно актёру Театра Сатиры на Васильевском было присвоено почётное звание «Заслуженный
артист России». Артём Цыпин ни на кого не похож – это верно по отношению к любому артисту,
но он и в самом деле очень «сам по себе».
При этом партнёр он исключительный, сверхчуткий. Вот пример: в ансамблевое кружево тумановской
«Тани-Тани» он вошёл идеально, «без швов». Этот спектакль был несколько сезонов подряд фаворитом
петербургской сцены, и сейчас, на десятом году жизни, сохраняет своё обаяние: чуть менее прозрачен,
чуть более плотен – и столь же обаятелен благодаря особой сценической атмосфере. Может быть, актёр
так хорошо вошёл в спектакль, что ему самому удаётся аура образа, его «послевкусие».
Артистическая чуткость Артёма Цыпина – редкий дар и очень востребованное сегодня качество. Вот
новейшая премьера Театра Сатиры – «Сказки женщин» Маши Рыбкиной. На долю артиста в постановке
режиссёра В. Койфмана выпало сыграть грёзу сразу трёх замороченных женщин. Спектакль лишён
пошлости, он парит над прозой жизни и трезво ироничен по отношению к ней. У актрис (Надежды
Живодёровой, Татьяны Малягиной, Юлии Солохиной) спектр – от мягкой улыбки до сарказма. Актёру
сложнее, чем им, но Цыпин без видимого усилия существует на грани «женской грёзы» и гротеска. Сама
пластичная природа его дарования помогает создать ему, словно облаку в небе, тот образ, что рисуется
несчастным тёткам с фабрики сувениров – от «мачо» до «нежного и ранимого». Вот эта художественная
гибкость артиста и позволяет ему творчески существовать в широкой жанровой амплитуде от мелодрамы
до интеллектуальной комедии и трагикомедии. Вероятно, это качество можно назвать актёрским
интеллектом, поскольку предполагает оно сотворчество с режиссурой, ощущение спектакля как целого и
понимания своего места в нём. Не случайно Артём Цыпин не раз выступал сорежиссёром в постановках
театра. Вместе с исключительной органикой, сценическим обаянием, глубокой самоотдачей в роли эта
«разомкнутость» делает актёра желанным и для режиссуры, и для партнёров, и для зрителей.
Театр Сатиры всё более позиционирует себя как театр творческой режиссуры, способствует тому и
ежегодно проводимый фестиваль «Театральный остров», и именно здесь добивается успеха. Артём Цыпин
из тех, на ком «держится репертуар». Как Фигаро, он незаменим и вездесущ (он и сыграл скептического
прагматика Фигаро в изящной постановке А.Бубеня). Оля Мухина, Маша Рыбкина, Бомарше – не
единственные его авторы. Он играл и в «Метафизике двуглавого телёнка» по С.И. Виткевичу, и в самых
что ни на есть «тяжеловесах» – шекспировском «Короле Лире» и «Вертепе» по «Мелкому бесу»
Ф. Сологуба (постановки Р.Смирнова).
Роль сологубовского Павлуши Володина, – пожалуй, явление на современной петербургской сцене. Рядом
с виртуозной работой Юрия Ицкова – Передонова и «в терцию» к нему в спектакле томительно, вне опоры
и каких-либо устоев, без царя в голове существует это создание. Образ барашка, обрёченного на заклание
в нехорошей «мессе», – это надо суметь сыграть! Всегдашнее исключительное обаяние артиста не
перешибить, видно, ничем, но на этот раз здесь «воронка», тягучий и затягивающий омут. Тугодумный,
как будто благодушный и притом непредсказуемый Павлуша при всей натуральности своего облика
мерцает, вибрирует, воплощает морок «нехорошего города». Сологубовской «недотыкомки» в спектакле
нет, и многие пеняют на это режиссёру, но её тень определённо лежит на «барашке» Володине, с его
непросветлённым сознанием, растянутой речью и тугой замедленной, словно вне нормальной гравитации,
пластикой. Примерно то же произошло в «Татуированной розе», где цыпинский простодушный шофёр
Альваро в дуэтных сценах с горячей Серафиной – Натальей Кутасовой неожиданно внёс в спектакль чисто
уильямсовскую щемящую ноту душевной тонкости.
На «Зачёте по мастерству» (таков был профиль последнего «Театрального острова») Артём Цыпин, наряду
с товарищами по труппе участвовал в утренних мастер-классах с той же отдачей, с какой вообще относится
к профессии. Начало было положено у Л.А.Додина. Уход из МДТ был шагом Колобка, спрыгнувшего с
предустановленного подоконника на вольную травку. Своей школе он остался верен, и в Театре Сатиры
сразу занял достойное место. Надо думать, Артём Цыпин ещё и развернётся в грядущих ролях: потенциал
у артиста нешуточный, и жажда работа немереная – на языке актёра это звучит просто: «Когда я
репетирую, пытаюсь полюбить любой материал. Сейчас я играю только те роли, которые люблю».
Надежда ТАРШИС,
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ №92, 2005
|
|