АРТЁМ ЦЫПИН
Недавно актёру Театра Сатиры на Васильевском было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России». Артём Цыпин ни на кого не похож – это верно по отношению к любому артисту, но он и в самом деле очень «сам по себе». При этом партнёр он исключительный, сверхчуткий. Вот пример: в ансамблевое кружево тумановской «Тани-Тани» он вошёл идеально, «без швов». Этот спектакль был несколько сезонов подряд фаворитом петербургской сцены, и сейчас, на десятом году жизни, сохраняет своё обаяние: чуть менее прозрачен, чуть более плотен – и столь же обаятелен благодаря особой сценической атмосфере. Может быть, актёр так хорошо вошёл в спектакль, что ему самому удаётся аура образа, его «послевкусие». Артистическая чуткость Артёма Цыпина – редкий дар и очень востребованное сегодня качество. Вот новейшая премьера Театра Сатиры – «Сказки женщин» Маши Рыбкиной. На долю артиста в постановке режиссёра В. Койфмана выпало сыграть грёзу сразу трёх замороченных женщин. Спектакль лишён пошлости, он парит над прозой жизни и трезво ироничен по отношению к ней. У актрис (Надежды Живодёровой, Татьяны Малягиной, Юлии Солохиной) спектр – от мягкой улыбки до сарказма. Актёру сложнее, чем им, но Цыпин без видимого усилия существует на грани «женской грёзы» и гротеска. Сама пластичная природа его дарования помогает создать ему, словно облаку в небе, тот образ, что рисуется несчастным тёткам с фабрики сувениров – от «мачо» до «нежного и ранимого». Вот эта художественная гибкость артиста и позволяет ему творчески существовать в широкой жанровой амплитуде от мелодрамы до интеллектуальной комедии и трагикомедии. Вероятно, это качество можно назвать актёрским интеллектом, поскольку предполагает оно сотворчество с режиссурой, ощущение спектакля как целого и понимания своего места в нём. Не случайно Артём Цыпин не раз выступал сорежиссёром в постановках театра. Вместе с исключительной органикой, сценическим обаянием, глубокой самоотдачей в роли эта «разомкнутость» делает актёра желанным и для режиссуры, и для партнёров, и для зрителей. Театр Сатиры всё более позиционирует себя как театр творческой режиссуры, способствует тому и ежегодно проводимый фестиваль «Театральный остров», и именно здесь добивается успеха. Артём Цыпин из тех, на ком «держится репертуар». Как Фигаро, он незаменим и вездесущ (он и сыграл скептического прагматика Фигаро в изящной постановке А.Бубеня). Оля Мухина, Маша Рыбкина, Бомарше – не единственные его авторы. Он играл и в «Метафизике двуглавого телёнка» по С.И. Виткевичу, и в самых что ни на есть «тяжеловесах» – шекспировском «Короле Лире» и «Вертепе» по «Мелкому бесу» Ф. Сологуба (постановки Р.Смирнова). Роль сологубовского Павлуши Володина, – пожалуй, явление на современной петербургской сцене. Рядом с виртуозной работой Юрия Ицкова – Передонова и «в терцию» к нему в спектакле томительно, вне опоры и каких-либо устоев, без царя в голове существует это создание. Образ барашка, обрёченного на заклание в нехорошей «мессе», – это надо суметь сыграть! Всегдашнее исключительное обаяние артиста не перешибить, видно, ничем, но на этот раз здесь «воронка», тягучий и затягивающий омут. Тугодумный, как будто благодушный и притом непредсказуемый Павлуша при всей натуральности своего облика мерцает, вибрирует, воплощает морок «нехорошего города». Сологубовской «недотыкомки» в спектакле нет, и многие пеняют на это режиссёру, но её тень определённо лежит на «барашке» Володине, с его непросветлённым сознанием, растянутой речью и тугой замедленной, словно вне нормальной гравитации, пластикой. Примерно то же произошло в «Татуированной розе», где цыпинский простодушный шофёр Альваро в дуэтных сценах с горячей Серафиной – Натальей Кутасовой неожиданно внёс в спектакль чисто уильямсовскую щемящую ноту душевной тонкости. На «Зачёте по мастерству» (таков был профиль последнего «Театрального острова») Артём Цыпин, наряду с товарищами по труппе участвовал в утренних мастер-классах с той же отдачей, с какой вообще относится к профессии. Начало было положено у Л.А.Додина. Уход из МДТ был шагом Колобка, спрыгнувшего с предустановленного подоконника на вольную травку. Своей школе он остался верен, и в Театре Сатиры сразу занял достойное место. Надо думать, Артём Цыпин ещё и развернётся в грядущих ролях: потенциал у артиста нешуточный, и жажда работа немереная – на языке актёра это звучит просто: «Когда я репетирую, пытаюсь полюбить любой материал. Сейчас я играю только те роли, которые люблю».

Надежда ТАРШИС,     
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ №92, 2005     


Hosted by uCoz